1. Научить ребенка самостоятельно одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть. Поощрять стремление к самостоятельности в самообслуживании.
2. Как можно больше играть с ребенком, предоставлять ему инициативу в выборе игр и игрушек. Игры могут быть самыми простыми (катать мяч, машинку).
3. Почаще бывать с малышом в гостях, приглашать гостей к себе, просить разных взрослых помимо эмоционального контакта вступать в действенный контакт (играть с ребенком).
4. Научить малыша общаться со сверстниками: просить игрушку, делиться своей игрушкой, ждать пока другой ребенок поиграет, благодарить. Избегать назиданий: «Тебе надо научиться делиться с другими!», «Не жадничай, поделись!»
В первые дни посещения ребенком детского сада родители своими правильными действиями также могут помочь ребенку, если:
1. Будут приводить ребенка накормленным. Сначала — на время прогулки, затем — во время, соответствующее концу завтрака.
2. Дадут ребенку с собой любимую игрушку, оставят в группе вещь, знакомые ребенку.
3. Продумают, кто будет приводить ребенка в детский сад. Возможно, ребенку будет легче расставаться с папой или бабушкой (дедушкой). Желательно, чтобы в первые дни это был один человек.
4. Спланируют свой распорядок в соответствии с тем, что время пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможной реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день пребывания в группе.
5. Продумают до мельчайших деталей одежду ребенка, чтобы избавить малыша от лишних проблем в самообслуживании и отрицательных переживаний, с этим связанных.
6. Будут относиться к капризам, упрямству, ухудшению сна и аппетита как к временным реакциям, преодолевать их особым вниманием, чуткостью, помощью, но не заласкиванием, компенсировать возможное недосыпание и недоедание, обеспечивать покой.
Следует подготовить ребенка к временной разлуке с вами и дать ему понять:
вы его любите, он вам дорог, но он уже дорос до детского сада (и это здорово, стал такой взрослый!), да и вы не можете уделять ему все свое время, потому что у вас есть еще и другие важные дела (например, работа).
До начала посещения детского сада приучайте ребенка к таким условиям и ситуациям, в которых ему придется менять привычные формы поведения. Знакомьте ребенка с другими детьми (ходите в гости или приглашайте к себе), чтобы он знал, что на свете есть другие маленькие дети, и даже еще меньше его.
За 2-3 месяца до посещения сада займитесь закаливанием, чтобы иммунная система «не подкачала» и адаптационный процесс не прерывался. По этому поводу проконсультируйтесь с медработником.
Заранее узнайте режим пребывания ребенка в детском саду и введите новые режимные моменты дома. В выходные дни старайтесь придерживаться того же режима, что и в детском саду.
Как можно раньше познакомьте малыша с территорией сада, группой и игрушками (в присутствии мамы и отсутствии других детей), с воспитателями и, наконец, детьми, посещающими группу. Сделать это можно во время прогулок группы на участке (первое время можно ограничить посещение сада именно посещением прогулок сначала в присутствии родителя, а затем и в его отсутствии).
К посещению сада ребенка необходимо настроить как можно более позитивно. Все волнующие вас проблемы, связанные с детским садом, обсуждать только при условии, что малыш вас не слышит (даже дома). Он не должен знать, что детский сад стал для мамы и папы источником волнений и проблем. В противном случае в воображении ребенка сад предстанет
Перед приходом в сад будьте спокойны и уверены. Знайте, что все ваши переживания и тревоги передаются ребенку и разворачиваются в его сознании иногда с невероятным размахом.
Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком сада у вас была возможность оставлять его там не на целый день, а на полдня.
Пусть новая информация будет дозированной, иначе ребенок просто переутомится. Первые дни посещения сада должны стать для него приятными и оставить положительный отпечаток в сознании.
Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. Изменение окружения для ребенка всегда стресс: все, что неизвестно, может быть опасно. Поэтому, придя домой, ребенок должен отдыхать, иначе возможен нервный срыв, а далее – невроз.
На время прекратите походы в цирк, театр, гости, сократите просмотр телепередач. Новой информации для ребенка и так предостаточно. Если не хотите спровоцировать нервный срыв, а затем невротическое расстройство, дайте ребенку отдых.
Сообщите как можно ранее и полнее о личностных особенностях вашего ребенка педагогам, медработнику: это поможет взрослым правильно построить свои отношения с ним, что облегчит протекание адаптации.
Одевать ребенка следует «как себя» и «по погоде» и в группе, и для прогулок на улице: иммунная система в период адаптации ослабевает, что ведет к риску инфекционных заболеваний, которые в свою очередь прервут процесс адаптации. В этом случае после выздоровления приготовьтесь начать все заново.
Заинтересуйте ребенка детским садом, пробудите в нем желание еще раз «завтра» прийти в группу.